Перейти к основному контенту
Логотип Европейской комиссии
European Commission

Привлечение России к ответственности

Нарушения международного права

ЕС твердо намерен позаботиться о том, чтобы все совершенные в Украине и против Украины международные преступления не остались безнаказанными.

Преступления против человечества, военные преступления, геноцид и преступление агрессии считаются наиболее тяжкими нарушениями международного права, которые также называют основными международными преступлениями и особо тяжкими преступлениями.

Украина расследует более 200 тыс. подозрений в совершении международных преступлений, но фактическое число подобных массовых зверств предположительно является еще большим.

  • 18 государств-членов ЕС

    уже открыли расследования на национальном уровне относительно совершенных в Украине международных преступлений

  • 6 государств-членов ЕС

    (Польша, Латвия, Эстония, Словакия, Румыния и Литва) сообща с Украиной, Международным уголовным судом (МУС) и Европолом, входят в состав совместной следственной группы, поддерживаемой Евроюстом

  • 5 государств-членов ЕС

    (Польша, Латвия, Румыния, Литва и Эстония) совместно с Украиной и при соучастии МУС, принимают участие в Международном центре по преследованию преступления агрессии против Украины (МКПА) совместно с Украиной и при непосредственном участии МУС

Привлечение к ответственности за преступления, совершенные Россией в Украине

Для оказания содействия координации в сборе доказательств Европейская комиссия поддержала создание Международного центра по преследованию преступления агрессии против Украины (МЦПА), который интегрирован в существующую совместную следственную группу (ССГ) в Евроюсте. Центр поддерживает координацию расследований преступления агрессии против Украины на национальных уровнях.

Европейская комиссия также продолжает оказывать поддержку существующим механизмам путем:

  • поддержки потенциала МУС на сумму более 10 млн евро с начала вторжения;
  • укрепления Офиса Генерального прокурора Украины на сумму более шести миллионов евро для ИТ и оборудования и для предоставления помощи Консультативной миссии ЕС в составе Консультативной группы ЕС—США—Соединенное Королевство по особо тяжким международным преступлениям;
  • подготовки Евроюста к выполнению этого задания: после внесения поправок в Регламент о Евроюсте это агентство может надежно сберегать, хранить и анализировать в новой базе данных доказательства, связанные с международными преступлениями;
  • поддержки координации между Евроюстом и Европолом, действующими в качестве соединительных пунктов при проведении государствами-членами ЕС расследований на национальном уровне;
  • координации с нашими международными партнерами в целях обеспечения привлечения к ответственности и реагирования на мировом уровне. 

Преследование преступления агрессии

Преступление агрессии, как правило, совершается высшим политическим и военным руководством страны против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другой страны. Преступления агрессии включают в себя вторжение, военную оккупацию, аннексию путем применения силы, бомбардировки и военную блокаду портов — все, что было совершено Россией.

Поскольку Россия не является государством-участником Римского статута МУС, этот суд в нынешней ситуации не обладает юрисдикцией в отношении преступления агрессии. Европейская комиссия и Верховный представитель поддерживают обсуждение Основной группой вопроса о создании специального трибунала по преследованию преступления агрессии против Украины.

В мае 2025 года члены международной коалиции, включающей Европейскую комиссию, Верховного представителя, Совет Европы и Украину, достигли соглашения об учреждении в рамках Совета Европы Специального трибунала.  

В июне 2025 года Украина и Совет Европы подписали Соглашение об учреждении Специального трибунала. После учреждения трибунал будет привлекать российских политических и военных лидеров к ответственности за преступление агрессии. 

Плата за нанесенный ущерб

Стремление ЕС — гарантировать, что Украина и ее народ получат полную компенсацию за ущерб, нанесенный агрессией России. С этой целью ЕС присоединился к Реестру убытков для Украины — первоначально в качестве ассоциированного члена, а с июля 2024 года — в качестве полноправного участника. Как участник ЕС поддерживает Реестр посредством ежегодного взноса и участия в совещаниях Конференции участников.

Реестр, созданный в рамках Совета Европы, предназначен для регистрации приемлемых заявлений о возмещении ущерба, потерь или повреждений, связанных с агрессией России в Украине и против Украины. Категории ущерба включают материальные разрушения, физический и психический вред, вынужденное переселение и потерю членов семьи.

В качестве второго шага будет создана международная Комиссия по рассмотрению заявлений для Украины, чтобы вынести решения по заявлениям, внесенным в Реестр, и определить размер компенсации, причитающейся России. 

Европейский союз вместе с более чем 50 делегациями принял участие в переговорах по проекту Конвенции об учреждении международной Комиссии по рассмотрению заявлений для Украины, которые успешно закончились в сентябре 2025 года. В декабре 2025 года Конвенция подписана Европейским союзом и заинтересованными государствами. 

Применение санкций

В марте 2022 года, после начала агрессии России против Украины, Европейская комиссия создала Целевую группу по замораживанию и аресту активов. Целью Рабочей группы является обеспечение более эффективного осуществления ограничительных мер ЕС, особенно замораживания активов, в частности посредством уголовного права.

Она позволяет государствам-членам и агентствам ЕС (Евроюсту, Европолу и Европейской прокуратуре) совместно работать над обеспечением эффективной реализации ограничительных мер и бороться с их нарушениями.

Рабочая группа тесно сотрудничает с международными партнерами, в частности с коллегами в Украине и из Группы семи.

  • alt=""
    ФАКТ

    Благодаря Рабочей группе по аресту и замораживанию, государства-члены ЕС на данный момент заморозили частные активы, принадлежащие российским и белорусским олигархам и компаниям, на сумму свыше 27 млрд евро.

Применив междисциплинарный подход, рабочая группа содействовала разработке новых правоприменительных инструментов, таких как включенное в 13-й пакет санкций добровольное самораскрытие нарушений санкций и принятая в апреле 2024 года Директива (ЕС) 2024/1226 о согласовании уголовных определений и наказаний за нарушения санкций.

Помимо участия в деятельности Рабочей группы, Евроюст регулярно сверяет список физических лиц и компаний, находящихся под санкциями ЕС, с данными Евроюста по существующим делам, в то время как Европол начал операцию OSCAR для проведения перекрестной сверки санкционных списков ЕС с имеющимися оперативными данными, выявления связей с организованной преступностью и отмыванием денег, а также для оказания поддержки в отслеживании и аресте активов, приобретенных преступным путем. К настоящему времени изъяты активы на сумму свыше 2 млрд евро.

Закрытие юридических пробелов

Поскольку российская агрессия против Украины все еще продолжается, как никогда ранее важно обеспечить применение санкций ЕС в полной мере. Никто не может получать выгоду от их нарушения. Мы усиляем законодательство ЕС путем:

Цель заключается в усилении сдерживающего эффекта санкций ЕС и обеспечении наличия у государств-членов необходимых правовых инструментов для конфискации активов в тех случаях, когда может быть установлена четкая связь с уголовными преступлениями.

Использование замороженных российских активов для поддержки Украины

В ЕС обездвижены активы Центрального банка России на сумму свыше 210 миллиардов евро.

ЕС предпринял несколько шагов, чтобы использовать чрезвычайные доходы, которые получены от управления российскими суверенными активами, обездвиженными в ЕС.

В 2024 году ЕС принял модель непредвиденных взносов, которая позволяет использовать эти доходы для оказания Украине дальнейшей поддержки.

Кроме того, по итогам саммита лидеров Группы семи в июне 2024 года ЕС принял соответствующие нормативно-правовые акты по внедрению «Механизма дополнительных кредитов для увеличения поступлений в бюджет Украины» (ERA), согласно которому упомянутые чрезвычайные доходы будут использованы для погашения предоставленного Украине партнерами Группы семи кредита на сумму 45 млрд евро. ЕС внес в эту схему 18,1 млрд евро, которые в 2025 году были направлена траншами в Украину в виде кредита макрофинансовой помощи.

Последнее обновление: 19 декабря 2025 г.

Документ

  • 9 МАЙ 2025
Lviv Statement on the Establishment of a Special Tribunal for the Crime of Aggression against Ukraine